Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что именно избирательная система определяет порядок формирования некоего уполномоченного большинства, которое получает возможность устанавливать общеобязательные правила для всех, в том числе каким образом должно возникать это большинство, с тем условием, что созданное таким методом большинство снова определит способ возникновения следующего большинства. То есть именно избирательная система и избирательное законодательство (ее правовое оформление) являются тем волшебным ключом, который в зависимости от целей и задач власти открывает либо закрывает двери демократии. Именно от избирательного законодательства и от выборов как результата его реализации зависят качественное состояние, пределы и возможности представительных органов - институтов, не только формирующих правила игры, но и ограничивающих исполнительную власть как самую потенциально авторитарную. А значит, именно оно - избирательное законодательство - определяет в итоге эффективность системы разделения властей, конфигурацию, сущность, содержание и порядок взаимодействия всех государственных институтов.
Но ровно по этой же причине избирательное законодательство является главной группой риска при смене властных приоритетов. Если эти приоритеты отклоняются от демократической траектории, первым попадает «под бой» опять-таки избирательное законодательство, поскольку легитимизация подобных отклонений непременно требует послушного нормотворца, готового не обсуждать и не спорить, а исполнять. Добиться такого послушания можно лишь специфическими процедурами формирования выборных органов, обеспечивающими особый персональный отбор их членов на предмет их пассивной лояльности - качества, которое в значительной степени определяет сущность и содержание деятельности будущих политических институтов и создающего базовые условия для легитимации любого политического режима.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи и демократизацией избирательной системой.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие избирательную систему, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение демократизации избирательной системы и проблемы ее углубления
Задачами работы ставится:
• изучить становление институтов выборной демократии;
• выявить особенности избирательной системы в РФ;
• проанализировать поправки вносимые в избирательную систему и проблемы демократизации;
• определить перспективы развития непосредственной демократии в условиях развития информационных технологий.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Развитие и особенности избирательной системы, ее соотношение с демократией
1.1. Становление институтов выборной демократии
Становление институтов выборной демократии в государстве проходит в условиях поиска оптимальной системы организации власти и возможности политического участия граждан в ее формировании. Для отечественной правовой науки интерес к свободным выборам закономерен и обусловлен историей формирования органов публичной власти, поскольку долгое время население России пребывало в состоянии политической отчужденности и нивелирования собственных электоральных интересов. В свою очередь, качественные изменения в политико-правовой конструкции государства предопределили повышение роли общезначимых основ народовластия и способствовали освоению гражданами демократических свободных выборов как гарантированного матрикса формирования легитимных органов власти.
В России принцип свободных выборов впервые получил нормативное закрепление в Конституции (Основном Законе) СССР 1977 г., а затем был продублирован в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 г. В указанных актах (ст. ст. 100 и 96 соответственно) гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в Советы народных депутатов любого уровня, а также предоставлялось право агитации на собраниях, в печати, по телевидению и радио.
Представляется, что включение в избирательную систему 1977 г. в качестве новеллы принципа свободных выборов обусловлено закреплением в ст. 29 Конституции СССР 1977 г. обязанности добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, а также заключенных международных договоров. Вероятно, необходимость частичного отражения принципа свободных выборов в национальном законодательстве на конституционном уровне обусловлена признанием СССР в 1961 году приоритета норм международного договора, в котором он принимал участие, над нормами внутригосударственного права.
В числе фундаментальных международных актов, определяющих критерии подлинности и легитимности выборов, в контексте заявленной тематики следует выделить Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. - документ ООН, основанный на Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Так, в ст. 25 данного Пакта свободное волеизъявление является одним из критериев подлинности и легитимности выборов, наравне с иными условиями и гарантиями, согласно которым проводятся выборы и формируется демократическое государство.
Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII и вступил в силу на территории Советского Союза с 23 марта 1976 г. Следовательно, все нормы, в том числе затрагивающие принцип свободных выборов, стали юридически обязательными на территории Советского Союза. Таким образом, включение в текст Конституции СССР 1977 г. своеобразной интерпретации исследуемого принципа было логично с точки зрения стремления к соответствию союзного законодательства международным правовым стандартам.
РСФСР пошла по аналогичному пути и признала приоритет международных норм над внутригосударственным правом. Такой подход был юридически консолидирован в результате принятия Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ставшей важнейшим элементом конституционной реформы в России. Вобрав в себя положения основополагающих международных актов по правам человека (в первую очередь Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. определила новый демократический вектор развития нашего государства. В частности, в ст. 17 данной Декларации гражданам было предоставлено право свободно избирать и быть избранными в органы публичной власти. С момента принятия Декларации отечественная форма закрепления принципа свободных выборов на законодательном уровне стала соответствовать универсальной международной концепции.
12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята Конституция РФ, ставшая одним из важнейших факторов стабильности в нашей стране. Однако стоит отметить, что в новом акте высшей юридической силы, в отличие от конституций советского периода, не содержится специальной главы, посвященной основам избирательного права. Важнейшие избирательные начала (всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании) в действующем Основном Законе находят свое отражение только применительно к выборам главы государства. В свою очередь, свободные выборы автономно закреплены в качестве одной из основ конституционного строя в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ и определяются как один из способов непосредственного выражения власти народа, форма непосредственной демократии.
Е.И. Колюшин полагает, что подобная лапидарность конституционного регулирования выборов объясняется политической конъюнктурой, в которой разрабатывался проект Конституции РФ, - необходимо было обособиться от Конституции 1978 г., в том числе и от закрепленной в ней избирательной системы. В итоге из поля зрения Конституции РФ выпали вопросы, предметно затрагивающие принципы избирательного права, а равно круг выборных
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в оссийской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
9. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.
10. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
11. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» соответственно // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3427.
12. Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5303.
13. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 170.
14. Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3640.
15. Указ Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах» // Ведомости ВС СССР, 1973, N 40, ст. 564.
16. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости ВС СССР, 1977, N 41, ст. 617. Утратил силу.
17. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР, 1978, N 15, ст. 407. Утратил силу.
18. Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР, 1961, N 50, ст. 525. Утратил силу.
19. «Дело Ив Роше». ВС против ЕСПЧ // Информационный портал «Медиазона», 25.04.2018. URL: https://zona.media/online/2018/04/25/yves-rocher-vs (дата обращения: 23.05.2020).
20. Авакьян А.С. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 9.
21. Андриянов В.Н. Слово о Конституции: размышления к 20-летию принятия // Известия Иркутской государственной экономической академии (Известия БГУ). 2014. N 2. С. 103.
22. Витрук Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации и совершенствование избирательного законодательства // Конституция и избирательное право: настоящее и будущее: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (6 марта 2009 г.). Самара, 2009. С. 26 - 27.
23. Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 44.
24. Дзидзоев Р.М. Некоторые мысли по итогам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 42 - 44.
25. Дзидзоев Р.М. Партийная система и вопросы избирательной демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 3. С. 38.
26. Каткова Л.В., Телешин Н.Н. Опросы населения как инновационная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления (на примере округа Муром Владимирской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 6. С. 41.
27. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 31.
28. Макарцев А.А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в Российской Федерации: проблемы реализации правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. N 3(13). С. 52.
29. Нудненко Л.А. К вопросу о правовом регулировании народовластия в России // Государство и право. 2012. N 7. С. 13 - 21.
30. Нудненко Л.А. Перспективы развития непосредственной демократии в условиях развития информационных технологий // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 38 .
31. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации опроса граждан в системе местного самоуправления Российской Федерации // Муниципальное имущество: экономика, право и управление. 2018. N 4. С. 34 - 36.
32. Осейчук В.И. О лучших представителях народа, чистых и честных выборах // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 32.
33. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы: Учебно-метод. комплекс / Рук. авт. кол. и отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М., 2015. С. 80.
34. Сизых Ю.А. Легитимация политической власти посредством проведения выборов // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 30.
35. Степанова А.А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 35.
36. Танимов О.В. Влияние цифровых технологий на появление новых структурных элементов системы права // Российская юстиция. 2019. N 7. С. 4.
37. Чашин А.Н. Предпосылки кодификации избирательного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 40.
38. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Конституционные основы информационной свободы в России // Юридические исследования. 2013. N 10. С. 35 - 92.
39. Якимова Е.М. Свободные выборы как международный избирательный стандарт // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: Сборник мат. Межд. байкальского форума. Иркутск, 2018. С. 309.